Череповецкий район. Что происходит с бюджетами поселений?

Череповецкий район. Что происходит с бюджетами поселений

Больше чем на 40 миллионов рублей снизились собственные ежегодные доходы поселений Череповецкого района по сравнению с 2013 годом. Казна многих муниципалитетов уменьшилась вдвое. Интересно, что произошло это вовсе не из-за экономического кризиса.

Доходы упали вдвое

Пока шла избирательная кампания, мы слышали и читали много разных обещаний, иногда даже вполне искренних. Но, к сожалению, большинство обещающих были не в курсе возможностей (и невозможностей) бюджета сельского поселения. Между тем, за последние 4 года ситуация с муниципальной казной существенно изменилась. Это мало кто заметил, а тем, кому полагается заметить по должности, предпочли промолчать, чтобы не портить себе карьеру.

Чтобы не быть голословными, давайте сравним собственные доходы поселений в 2013 году и ожидаемые в 2017-м.

Собственные налоговые и неналоговые доходы сельских поселений Череповецкого района в 2013 и 2017 годах (тыс. руб.)

Сельское поселение 2013 год 2017 год
Абакановское 6001 2387
Воскресенское МО 5889 3718
Ирдоматское 9912 8775
Климовское 6988 2232
Малечкинское 4494 2941
Нелазское* 8230 34599
Судское 12982 9059
Тоншаловское 20355 14183
Югское МО 16421 9235
Ягановское 3123 1543
Яргомжское 9913 5499
**Уломское (2016) 6539 3493
**Мяксинское (2016) 2737 2027

*Бюджет Нелазского с/п существенно отличается от всех других муниципалитетов по причине нахождения на этой территории производственных мощностей «ФосАгро». Поэтому данные цифры не показательны – в 2014 году, например, собственные доходы бюджета Нелазского с/п превысили 85 миллионов рублей – чуть меньше, чем совокупный показатель всех остальных поселений, вместе взятых.

**Данные муниципалитеты еще не существовали в 2013 году, поэтому цифры приведены за 2016-й, первый полноценный год для этих объединенных территорий.

Как видите, имеем резкое падение (в ряде случаев более чем в 2 раза) собственных доходов. Что же произошло? Причиной стал Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», которым в упомянутый кодекс введена статья 61.5. Она установила с 2015 года минимальный уровень отчислений от подоходного налога (НДФЛ) в бюджеты сельских поселений. Этот минимум составил 2%. Ранее в местные бюджеты уходило 8-10% от собранного на территории НДФЛ.

Закон был принят голосами исключительно депутатов от «Единой России». Аргументировали они его примерно так: поскольку бюджет местный, то и наполняться он должен за счет местных налогов – земельного и на имущество физических лиц. После повсеместно проводимой в то время кадастровой переоценки земель величина двух упомянутых налогов должна была вырасти и компенсировать ушедший в район НДФЛ. А всё, что не удастся компенсировать, предполагалось возместить за счет передачи поселениями части своих полномочий району.

Был и резервный вариант: пункт 4 ст.61.1 Бюджетного кодекса предусматривает перераспределение части НДФЛ (до 8%) из районов в поселения, если соответствующие решения будут приняты на уровне области.

Некоторые регионы, кстати, так и поступили. Например, в Иркутской области принято решение о направлении в 2017 году поселениям дополнительно 5% НДФЛ из бюджетов районов. В Ростовской области установлен норматив отчислений в 6%, в Волгоградской области – 8%.

«Вологда-Два Процента»: долги важнее сельских поселений

А Вологодчине ближе Дагестан – те же два унылые процента. Причина – в огромных долгах бюджета Вологодской области. Чтобы их возвращать, казна должна быть профицитной. Значит, районам нужно отдавать как можно меньше. И чтобы те совсем не загнулись от безденежья, в их пользу перенаправлялся поток НДФЛ, ранее шедший в поселения.

Учитывая степень зачистки политического пространства в поселениях (да и в районах) на начало 2015 года, вопрос перераспределения доходов в Вологодской области не поднимался практически никем и нигде. Нет, об изменениях в бюджетах поселений говорили, но как о какой-то фатальной неизбежности. Это неудивительно: документ принят «Единой Россией», губернатор Вологодской области – видный функционер «Единой России», глава Череповецкого района – руководитель местной ячейки «Единой России», большинство глав поселений были выдвинуты «Единой Россией». Даже чисто из-за партийной дисциплины никто из представителей местных властей не рисковал спорить с руководством. Что оставалось? Принялись перекраивать бюджеты.

Ниже приведена таблица, по которой видно, как менялись уровень и источники доходов, на примере Тоншаловского поселения. В других муниципалитетах было примерно то же самое.

Собственные доходы бюджета Тоншаловского с/п в 2013 – 2017 годах (тыс.руб.)

Статья доходов 2013 2014 2015 2016 2017
НДФЛ 7833 7350 1338 1698 1674
Единый сельхозналог 124 90 57 52 30
Налог на имущество физлиц 1617 2447 5116 3800 4830
Земельный налог (физлица)  

3080

 

3900

1837 3013 2666
Земельный налог (организации) 4658 4780 4839
Госпошлина 32 34 33 29 33
Доходы от аренды имущества поселения 7 4 12 111
Доходы от аренды госимущества на территории поселения 3870 3357
Доходы от продажи земель 2062 100
Прочие доходы 1730 3322 484 464 0
Всего 20355 20600 13 527 13848 14 183
Дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из бюджета района 331 849 3646 2069 2086
Всего 20686 21449 17173 15917 16270

Наглядно видим, что потерю доходов от НДФЛ и аренды госимущества на территории поселения компенсировать местными налогами не удалось. Перечисления из района выросли, но тоже не закрывают образовавшуюся брешь. К слову, районы ничего от изменения структуры местных бюджетов не выиграли.

Доходы бюджета Череповецкого района (млн.руб)

2013 2017
Собственные доходы,

в т.ч. НДФЛ

331,9

190,4

344,8

219,1

Общие доходы (с учетом трасфертов из бюджета области) 802,5 663,3

Перераспределение НДФЛ от поселений в район произошло, зато резко уменьшились трасферты из области – в результате районный бюджет также уменьшился – почти на 20%.

Как это отразилось на нашей с вами жизни? Очень серьезно. Смотрим, насколько изменились расходы бюджета Тоншаловского с/п за последние 4 года.

Расходы бюджета Тоншаловского с/п в 2013 – 2017 годах (тыс.руб)

Статья расходов 2013 2014 2015 2016 2017
Содержание главы поселения 713 757 699 699 699
Содержание администрации с/п 5828 5415 4447 5151 4339
Разв-е мат.-техн. базы с/п 1310 597
Проведение выборов 206 498
Воинский учет 181 370 174 227 199
Пожарная безопасность 143 228 132 260 205
Содержание и ремонт дорог 3202 4361 3653 614 506
Создание схем террит. планирования 15 829 68
Коммунальное хозяйство (в т.ч.ремонт коммунальных сетей) 3265 5064 3405
Жилищное хоз-во 1191 1758 865 1001 1979
Благоустройство 2204 (в т.ч. уличное освещение – 1077) 2083 (в т.ч. уличное освещение – 1050) 1830 (в т.ч. уличное освещение – 786) 4338 (в т.ч. уличное освещение – 1262) 4100 (в т.ч. уличное освещение – 1239)
Содержание МЦДК 2618 2600 2600 2600 2600
Муницип. доплаты к пенсиям 290 313 527 633 633
Физкультура и спорт 315 570 300 500 400
Молодежная политика и оздоровление детей 24,5 27 28

Обратим внимание: полностью переданы в район расходы на коммунальное хозяйство, на молодежную политику. Отдана существенная часть средств на ремонты дорог (и в целом этим теперь могут заниматься только районные структуры).

Взамен поселение получило больше денег  на благоустройство и на управление жилищным хозяйством.

О чем говорят такие изменения, и почему они так важны?

Давайте выпишем все полномочия, на которые у поселения есть собственные или перечисленные из района средства. Итак:

  • содержание муниципального жилого фонда
  • благоустройство территории (в первую очередь, содержание уличного освещения)
  • уборка снега с дорог
  • частичное финансирование сферы культуры (трансферт из районного бюджета)
  • поддержка спортшколы (трансферт из районного бюджета)
  • содержание системы пожарной безопасности

Я не зря в начале статьи упомянул о предвыборных обещаниях. Многие из них касаются  ремонта и строительства дорог, а также модернизации коммунальной инфраструктуры. Все эти функции относятся исключительно к полномочиям района (а строить дороги не имеет права и район).

Фактически местная власть в поселениях Череповецкого района с 2015 года не управляет подведомственными территориями в полной мере. Главы поселений играют роль наместников, призванных следить за настроениями населения и вовремя сигнализировать «наверх». Прочая их функция сводится, по большому счету, к поддержанию улиц в относительной чистоте, приему жалоб граждан и оказанию основных муниципальных услуг. В Тоншаловском поселении на уровень района переданы даже полномочия по составлению проектов муниципальных правовых актов, договоров, соглашений, разъяснений, ответов на обращения граждан и юридических лиц. Да что там говорить — даже прокуратуре отвечает не глава Тоншаловского с/п, а чиновники с Первомайской, 58.

Естественно, в таких условиях трата 6 миллионов рублей в год на содержание главы и администрации поселения выглядит бессмысленным расточительством. Поэтому на уровне области периодически появляются инициативы сократить количество поселений до минимума. В идеале – убрать деление на поселения вообще. С точки зрения логики областного правительства это единственно правильное решение, поскольку при сохранении нынешней системы распределения доходов бюджеты муниципалитетов будут сокращаться и дальше – особенно с учетом инфляции. Вплоть до невозможности исполнять даже оставшиеся куцые полномочия.

Есть и еще один резон. Местное самоуправление очень неудобно для региональных властей с точки зрения реализации непопулярных инициатив и проведения выборов. На уровне региона можно задавить конкурентов медийным и финансовым перевесом. А на местах обмануть людей гораздо труднее. Даже вброс больших средств и приглашение дорогих политтехнологов не гарантирует результата – это мы видели на примере Нелазского с/п.

То же самое с «оптимизационными» мероприятиями: на местах всегда будут сопротивляться закрытию или сокращению финансирования школ, ФАПов, ДК. Максимально отстранив и физически удалив население от центров принятия решений, чиновникам будет гораздо проще обходить такие препятствия.

Можно ли как-то противостоять кризису местного самоуправления?

Можно. Местная власть просто ОБЯЗАНА требовать от района и области перераспределения отчислений от НДФЛ в сторону увеличения. В случае с Тоншаловским с/п, например, рост отчислений подоходного налога на 1% дает дополнительные 5% собственных доходов бюджета. Сумма получается аналогичная той, которую район в 2016 году потратил на ремонт дорог в поселении.

Не приходится питать иллюзий в отношении «старых» глав муниципалитетов – мы уже были свидетелями того, как легко они согласились на превращение из представителей местной власти в бесправных наместников. В том же Тоншалове отсидевший два срока глава поселения, не моргнув глазом, утвердил «Основные направления налоговой политики Тоншаловского сельского поселения на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в которых черным по белому написано:

«Наращивание доходов бюджета поселения будет осуществляться путем поэтапного увеличения налоговых ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц».

Иначе как безответственностью и перекладыванием своих проблем на плечи граждан это не назвать.

Тем более нет смысла надеяться на депутатов, переходящих из старого в новый созыв советов поселений: на примере Тоншаловского могу сказать, что большинство из них и не заметили бюджетного «переворота», привычно голосуя за составленный в администрации района бюджет. А вот на новых глав и на впервые приходящих в советы поселений депутатов надежда есть. Они еще не успели смириться с ролью массовки, предназначенной для одобрения чужих решений. И если не смирятся – возможно, сельские поселения вновь вернут себе статус основных субъектов местного самоуправления.

Евгений Опояскин

 

 

 

 

You may also like...

Добавить комментарий