Пуловский лес: жители города против чиновников Мэрии Череповца. Первый иск.

7 мая 2018 года, ввиду упорно нежелания властей города Череповца остановить вырубку лесопарковой зоны в месте расположения «Лыжни здоровья» и переноса выделенных наделов многодетным в свободное от леса место, инициативная группа граждан подала иск в суд.

Напомним что законодательная инициатива более чем 300 жителей города Гордумой Череповца была так же отклонена.

В Череповецкий городской суд,
Адрес: 162614, Вологодская область,
г. Череповец, пр. Луначарского, д. 51

Истцы:

Васильев Геннадий Анатольевич

Калинин Михаил Юрьевич

Красушкин Вячеслав Николаевич

Ответчики:

Мэрия г. Череповца
162608, г. Череповец,
пр.Строителей, д. 2
тел. (8202) 50-39-48

Череповецкая городская Дума
162608, г. Череповец, пр. Строителей, д. 2

Заинтересованные лица:

Региональное отделение общероссийской общественной
организации по защите окружающей среды
«Общественный экологический контроль России»
по Вологодской области
162602, Вологодская область,
г. Череповец, ул. К.Либкнехта, д.48
ОГРН № 1117799018920
Тел. (8202) 628494

Исковое заявление
о признании незаконными действий и
недействительным решения

Решением Череповецкой городской Думы от 24.02.2016 № 42 «О внесении изменений в решение Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 № 165 «О генеральном плане города Череповца» (далее — Решение) были внесены изменения в генеральный план города Череповца.

Полагаем, что при принятии данного Решения были допущены существенные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в следующем:
В 2014-2015 годах в соответствии с муниципальным контрактом № 05/09/2014 от 10.09.2014 года, заключенным между Мэрией г. Череповца с профильным проектным институтом — обществом с ограниченной ответственностью «Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО», г. Санкт-Петербург, (далее — НПИ «ЭНКО») был разработан проект внесения изменений в Генеральный план г. Череповца, утверждённый решением Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 № 165 «О Генеральном плане города Череповца». Проект был подготовлен и представлен Заказчику, и согласно требованиям Градостроительного Кодекса внесён в федеральную Государственную информационную систему территориального планирования (сокращённо и далее – ФГИС ТП). Проект внесения изменений, содержащий текстовую часть «Положение о территориальном планировании» и графическую часть в виде карт и иллюстраций, был размещён на официальном сайте ФГИС ТП в сети «Интернет».

Публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план г. Череповца (далее – Генплан) были назначены постановлением Мэрии г. Череповца от 03.08.2015 г № 4231. Материалы к слушаниям были размещены на официальном сайте Мэрии и Череповецкой городской Думы с вложением и указанием адреса размещения (ссылки): Приложение (1МБ, rar), Графический материал (2 МБ, rar), https://mayor.cherinfo.ru/decree/75501-postanovlenie-merii-goroda-cerepovca-ot-03082015-no-4231-o-naznacenii-publicnyh-slusanij-po-rassmotreniu-proekta-vnesenia-izmene

В газете «Речь» от 04.08.2015 г. было опубликовано содержание проекта внесения изменений в Генплан.

В материалах, размещённых на официальном сайте Мэрии и Череповецкой городской Думы для обсуждении на публичных слушаниях, и представленных в виде проекта о внесении изменений в Генплан, территория кадастрового квартала № 35:21:0204003 с расположенным на ней хвойным бором, была отнесена к функциональной зоне рекреационного назначения общего пользования в текстовой и в графической части — на карте функциональных зон обозначена как «Зелёные насаждения общего пользования: парки, скверы, и бульвары» с графическим обозначением зелёного цвета.

На стр. 8, 43, 44 текстовой части «Положения о территориальном планировании» указанного проекта 2015 года о внесении изменений в генплан определено назначение территории северо-восточной части Заягорбского района в качестве спортивно-рекреационной зоны.

На стр. 90 — 92 в разделе «Озеленение» этого же проекта генплана НПИ «ЭНКО» охарактеризовано текущее состояние и приведено обоснование Схемы развития озеленения города в соответствии с обязательными к применению при проектировании градостроительной деятельности (в т. ч. и при изменении генплана) региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, утверждёнными решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 г. N 258. и указано, что в настоящее время в существующей застройке города зеленые насаждения общего пользования занимают площадь 1465210,08 кв. м, или 4,6 кв. м на одного человека, что меньше нормативного показателя 10 кв. м на жителя, установленного СП 42.13330.2011 актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», и значительно меньше нормативного показателя 16 кв. м на жителя, установленного местными нормативами градостроительного проектирования городского округа «Город Череповец» (утверждены решением Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 258)».

На самих публичных слушаниях, состоявшихся 7 сентября 2015 года в Мэрии г.Череповца, демонстрационные карты содержали те же обозначения и зелёные цвета зоны рекреационного назначения территории с лесом. В докладе Главного архитектора НПИ «ЭНКО» Красовской О.В. на публичных слушаниях при презентации проекта генплана так же прозвучали слова о рекреационном назначении данной территории с лесом в юго-восточной части Заягорбского района города (приложение 6) — выдержка из протокола публичных слушаний).

Выступления участников при обсуждении проекта на публичных слушаниях не содержали предложений по изменению назначения зоны и об её жилой застройке.

Участники публичных слушаний единогласно проголосовали за утверждение проекта.

В протоколе слушаний и в Заключении по результатам публичных слушаний, в уведомлении на сайте мэрии и публикациях СМИ не содержалось никаких упоминаний об изменении функциональности зоны территории с лесом.

После проведения публичных слушаний, состоявшихся в сентябре 2015 г., проект внесения изменений в генплан претерпел изменения и был вынесен на обсуждение депутатам Череповецкой городской Думы только спустя полгода – в феврале 2016г.

В представленном мэрией города депутатам Череповецкой городской Думы на утверждение проекте зона с лесом вопреки результатам публичных слушаний была представлена не как рекреационная, а как жилая зона индивидуальной жилой застройки (далее – ИЖС).

Изменение назначения зоны было произведено формально: перекрашиванием зоны на Карте функциональных зон (приложение № 2 генплана) и на других картах генплана, с зелёного цвета обозначения зоны рекреационного назначения в розовый цвет как жилой зоны ИЖС по условному обозначению карты функциональных зон.

В текстовой части проекта и в материалах его обоснования никаких упоминаний о новом функциональном назначении зоны и планируемых на ней объектах местного, регионального или федерального значения не содержалось, и нет и в настоящее время.

В ходе заседания городской Думы, при представлении проекта и его обсуждении, вопрос о данном изменении и его обосновании не освещался. Депутаты гордумы утвердили проект, приняв решение Череповецкой городской Думы от 24.02.2016 №42«О внесении изменений в решение Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 № 165 «О Генеральном плане города Череповца».

Решение и приложения к нему (55 МБ, rar) размещены на официальном сайте мэрии: https://duma.cherinfo.ru/resolution/79654-resenie-cerepoveckoj-gorodskoj-dumy-ot-24022016-no-42-o-vnesenii-izmenenij-v-resenie-cerepoveckoj-gorodskoj-dumy-ot-28112006-no-

Генплан города с внесёнными решением Череповецкой городской Думы от 24.02.2016 №42 изменениями и материалы обоснования были размещены 04.03.2016 г. в ФГИС ТП.

Территория кадастрового квартала № 35:21:0204003 – это территория, расположенная в юго-восточной части Заягорбского района г. Череповца, за ул. Олимпийской, по направлению к д. Борисово. Указанная территория в документах градостроительного планирования и строительства, постановлениях и решениях Мэрии и Череповецкой городской Думы называется как «юго-восточная часть Заягорбского района» или «территория северо-восточнее 26 мкр». На большей части этой территории расположен еловый бор естественного произрастания (далее территория называется как «территория с лесом» или «зона с лесом»).

До 1977 года территория с лесом относилась к Череповецкому району. Генплан города, положенный в основу решения облисполкома Вологодской области и постановления Совета Министров СССР от 21.04.1977 № 240 «Об установлении городской черты города Череповца Вологодской области». Лес находился на территории вблизи жилой зоны воинской части ПВО (тот же кадастровый квартал №35:21:0204003) и входил в состав санитарно-защитной зоны работающих РЛС ПРО и ПВО воинской части вплоть до 2001г., когда воинская часть была сокращена, а военный городок затем был передан городу.

Ввиду своей особой функции земли с данным лесным массивом относились к землям запаса, выполняли защитные функции от вредного излучающего воздействия радиолокационных установок воинской части ПВО, и лес не был отнесен к Гослесфонду.

Акта передачи земель территории с лесом в ведение городу в ответ на соответствующий запрос граждан и следственного отдела по г.Череповцу СУ по Вологодской области СК РФ Мэрия города не представила – право муниципальной собственности на землю не подтверждено.

Последующие генпланы – генплан 1987 года, генплан 2006 года, и его изменённые редакции с вносимыми изменениями вплоть до февраля 2016 года, однозначно относили данную территорию с лесом к функциональной зоне рекреационного назначения.

Генеральным планом городского округа г. Череповец, утвержденным решением городской Думы от 28.11.2006г. № 165 (далее – генплан 2006г.), одной из важнейших задач определялось сохранение и развитие зеленого фонда города в целях обеспечения устойчивого развития города, определённых. В разделе «Озеленение» Положения о территориальном планировании генплана 2006г. записано, что «планируется развитие системы озеленения города, как за счет реконструкции существующих объектов, так и за счет строительства новых парков, лесопарков, скверов, бульваров, что позволит не только достичь нормативной обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования, но и превысить ее на 50%.»

При планировании развития города в разделе генплана 2006г. «Архитектурно-планировочная структура» сделано условное разделение Заягорбского района города на восточную и юго-восточную части и определено:

  • в восточной части района за ул. Олимпийской предлагается размещение крупного жилого массива малоэтажной индивидуальной застройки в комплексе со средне-этажной застройкой, формирующей фронтальную часть главных улиц;
  • для удовлетворения культурно-бытовых потребностей жителей массива малоэтажной индивидуальной застройки выделяется спортивно-развлекательная зона;
  • в юго-восточной части района проектируется многоэтажная застройка (микрорайон 26), в настоящее время часть этой территории занята несанкционированными боксовыми гаражами;
  • юго-восточную часть района, занятую городскими лесами, планируется использовать как спортивно-рекреационную зону.

Таким образом, генпланом был определён и решением гордумы утверждён статус леса юго-восточной части Заягорбского района как «Городские леса», с отнесением земельного участка, на котором он расположен в границах города к спортивно-рекреационной зоне.

В картографических материалах Положения о территориальном планировании города, утверждённого решением городской Думы 28.11.2006г. № 165 (картах), приведены различные карты генплана 2006г. (приложения к решению гордумы).

На карте функциональных зон генплана 2006г. (приложение 2 к решению городской Думы 28.11.2006г. № 165) зона с лесом обозначена зелёным цветом, что обозначает рекреационную зону типа «зелёные насаждения общего пользования».

При последующих внесениях изменений в генплан в период с 2006 по 2016 год территория с лесным массивом – городским лесом относилась и обозначалась как зона рекреационного назначения вплоть до принятия оспариваемого Решения.

О принадлежности земель территории с лесом к рекреационной зоне и отнесению их к муниципальной недвижимости свидетельствует ответ Управления Росреестра по Вологодской области от 14.06.2018 № 06/06-22/22/10188 в ответ на обращение Калинина М.Ю. «Сведения о территориальной зоне были внесены в ЕГРН 21.03.2013г. Согласно сведениям территория, на которой расположены земельные участки в кадастровом квартале 35:21:0204003, была отнесена к зоне рекреационного назначения «Зелёные насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары)» на основании решения Череповецкой городской Думы от 30.10.2012 № 192 «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Череповца».

В материалах обоснования генплана решения гордумы от 24.02.2016 № 42 (http://fgis.economy.gov.ru/fgis/Strategis.FGISTestPageFGIS.aspx) также заявлено о недостатке зеленых зон, очень низком показателе площади зелёных насаждений на 1 чел. в Заягорбском районе, других районах города и в целом по городу (в среднем 4 — 4,6 м2/чел при норме 10 -16м2/чел согласно научно-изыскательской работе НПИ ЭНКО по изменению Генплана г.Череповца, 2015г) по показателю, определяемому в сравнении с обязательными нормами, установленными согласно п.п. 8.2.4. и 8.2.5. «Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования «Город Череповец» (утв. решением Череповецкой городской Думы от 24 декабря 2013 г. N 258), и о городских лесах и об их сохранении — см. стр.41 и 42, о спортивно-рекреационной зоне на юго-восточной части Заягорбского района — стр.100 и 107.

В материалах обоснования генплана не содержится объектов намечаемого строительства жилой застройки на указанной территории в юго-восточной части Заягорбского района ни в текстовой, ни в графической частях.

При сравнении текстов и графических материалов двух проектов: проекта внесения изменений в генплан, который был вынесен на публичные слушания на обсуждение жителям города, и проект изменений генплана, предложенный Мэрией депутатам на сессии гордумы и утверждённый гордумой, выяснено, что проекты различны по объёму и содержанию:

  • текстовая часть проекта НПИ «ЭНКО» проекта внесения изменений в генплан – «Положение о территориальном планировании» публичных слушаний — содержательна, имеет объём более 300 страниц и даёт обоснование развитию системного озеленения и функциональной зоны рекреационного назначения на территории с лесом, графическая часть (карты) определяет зону с лесом как рекреационную, с перспективой создания к 2020 г лесопарка, содержит иллюстрации со Схемой развития системы озеленения;
  • текстовая часть проекта для депутатов гордумы — Положение о территориальном планировании города, являющееся приложением 1 к решению гордумы от 24.02.2016 № 42, оформлено в виде малосодержательного 50 страничного документа – таблицы с объектами строительства и не содержит объектов строительства на территории выше названной зоны с лесом, и не имеет никакого обоснования изменению назначения зоны с лесом в жилую зону в картах графической части проекта мэрии. Схема развития системы озеленения отсутствует.

Таким образом, жители и правообладатели, в т.ч. и мы — истцы, были обмануты, т.к. на публичные слушания нам был представлен проект одного содержания и получено итоговое заключение по результатам публичных слушаний с одобрением этого проекта, а решение городской Думы от 24.02.2016 № 42 оказалось принято по проекту другого содержания с противоположным результатом в отношении функционального назначения зоны с лесом, в частности.

Внесённые после проведения публичных слушаний в сентябре 2015 года изменения проекта не проходили процедуру публичных слушаний, обязательную в силу положений ст.24 и 28 Градостроительного Кодекса РФ, информация об изменении назначения зоны была скрыта и не доступна общественности, чем и были нарушены наши законные права на информацию и участия в осуществление местного самоуправления – право участия в публичных слушаниях по вопросу изменения данной зоны с лесом с рекреационного назначения на жилую застройку. Нарушено наше право – истцы были лишены участия в процедуре проведения публичных слушаний по изменённому проекту, возможности заявить на публичных слушаниях свои доводы против изменения функционального назначения зоны, осуществить самозащиту своих прав и законных интересов, выступить за сохранение благоприятной окружающей среды и условий жизнедеятельности, в защиту жизни и здоровья. Соответственно, были нарушены гражданские права истцов.

Публикация решения гордумы от 24.02.2016 № 42 в феврале 2016 года, в официальном СМИ Мэрии — газете «Речь», не содержала графических материалов (карт генплана) в цвете. Определить подмену функционального назначения территории с лесом истцам, как и среднестатистическому жителю города, читающему официальное СМИ — городскую газету «Речь» и смотрящему «Новости» по местному телевидению было невозможно.
О том, что в проект генплана были незаконно внесены изменения стал известен истцам только при ознакомлении с материалами, полученными Васильевым Г. А. на правах заявителя в ходе проверки по его заявлению следственным отделом в г. Череповце Следственного Комитета РФ от НПИ «ЭНКО» и предоставленных 14.05.2018г заявителю под подпись в получении.

В ответе НПИ «ЭНКО» содержалась информация по всем этапам проведённых по контракту с Мэрией г.Череповца работ, включая предлагаемые заказчиком и вносимые проектировщиками института изменения, согласования, протоколы, презентацию проекта генплана к публичным слушаниям и презентацию для депутатов гордумы на сессии, а так же электронную переписку. После изучения и выяснения истцами фактических обстоятельств внесения изменений в генплан в отношения функционального назначения зоны с лесом, истцами стало понятно, что и каким образом, какими действиями органов местного самоуправления города и конкретных должностных лиц были нарушены их гражданские права и законные интересы.

Из материалов, приложенных к ответу НПИ ЭНКО (письмо исх.№50/776 от 20.04.2018г. – см. приложение 13) на запрос № 95пр-2018/938 от 13.03.2018 г. следователя ОВД следственного отдела в г. Череповец СУ по Вологодской области СК РФ Бирюковой Н.П., выяснилось:

  1. Заявку проектировщикам института НПИ «ЭНКО» на имя главного архитектора-градостроителя проекта Малининой С.В. об изменение зоны для целей ИЖС: накануне проведения сессии Череповецкой городской Думы, состоявшейся 16 февраля 2016 года, подал начальник отдела перспективного планирования и развития территории Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца (далее — УАиГ) Пунанов М.А., раб. тел. 8 (8202) 50-17-30 (см. приложение 14 — эл. письмо Пунанова М.А. Малининой С. от 06.02.2016г, с вложенным файлом карты «ФЗ» (функциональных зон) – приложение15 );
  2. Заявка была подана без всяких текстовых обоснований данного изменения и с нарушением нормативов градостроительного проектирования;
  3. Изменения были внесены;
  4. Публичных слушаний после внесения изменений не проводилось.

Таким образом, истцами было установлено, что внесение изменений, указанных в выше названном письме, в карту функциональных зон генплана города было произведено без публичных обсуждений внесённых изменений, обязательных согласно Градостроительному кодексу РФ при внесении изменений в генеральный план.

Мы, истцы, являясь гражданами РФ и жителями г. Череповца Вологодской области, заявляем о нарушении наших гражданских прав и законных интересов по участию в осуществлении местного самоуправления в форме права на участие в общественных обсуждениях градостроительной документации и деятельности, в реализации прав на защиту окружающей среды, охрану жизни и здоровья посредством обеспечения местными органами власти и самоуправления благоприятных условий жизнедеятельности человека на территории муниципального образования «Город Череповец», достоверности и полноты предоставляемой информации при градостроительном проектировании – территориальном планировании города, и в ограничении законного права граждан в пользовании землями общего доступа и муниципальным имуществом, расположенными в кадастровом квартале № 35:21:0204003.

Считаем, что в результате незаконных действий, последующих принятых правовых актов, действиями и решениями местных органов власти нарушены наши права, свободы и законные интересы, как граждан – жителей города, ограничены конституционные права и свободы, гарантированные статьями 9, 42, частью 2 статьи 130, статьёй 133 и ч. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и закреплёнными положениями статьи 1 Лесного кодекса принципами лесного законодательства, пункта 9 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ об осуществлении градостроительной деятельности с обязательным соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а именно нарушено:

  • право на благоприятную окружающую среду, безопасную жизнедеятельность;
  • использование и сохранение природных ресурсов как основы жизни и деятельности граждан, проживающих на территории городского округа г.Череповец;
  • право граждан на участие в осуществление местного самоуправления посредством участия, в том числе, и в публичных слушаниях и общественных обсуждениях;
  • право на получение достоверной и полной информации.

Действиями органов местного самоуправления – Мэрии г. Череповца и Череповецкой городской Думы нам уже нанесен, и в дальнейшем будет только усугубляться, вред и ущерб здоровью и имуществу общего пользования (городского леса — хвойного бора, называемого властями города «зелёными насаждениями»).

Изменения, внесенные в генплан в период после их проведения 07.09.2015г. и внесения поправок с учётом Заключения по результатам публичных слушаний от 08.09.2015г. до даты утверждения депутатами гордумы проекта генплана в феврале 2016 года, не заявленные и не прошедшие через публичные слушания, считаем необоснованными и принятыми с нарушениями действующего законодательства (Федеральных Законов об основах местного самоуправления, об охране окружающей среды, Градостроительного кодекса РФ в отношении порядка внесения изменений в генплан городского округа) и прав граждан на участие в публичных слушаниях, на достоверность и полноту информации. Кроме того, изменение функциональности рекреационной зоны на зону ИЖС противоречит региональным и местным нормативам градостроительного проектирования, нарушает права и законные интересы заявителей на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и посягают на имущественные права граждан на землю общего пользования и общее имущество.

Право жителей города на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определено в статье 32 Устава города Череповца (в ред. 2015г.), согласно которой жители города владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 31 Устава г. Череповца муниципальная собственность является достоянием жителей города и служит источником получения доходов и удовлетворения потребностей населения города. Право граждан на обжалование решений в отношении муниципальной собственности закреплено в положениях ст.33 Устава города.

Переводя земли и имущество общего пользования и предоставляя земельные участки, находящиеся на территории рекреационного назначения, с расположенным на них лесом в частную собственность под индивидуальную застройку, органы местного самоуправления (мэрия и гордума) посягают и на наши имущественные права, как первичных владельцев — жителей города, и на наши права, как потребителей природных биологических ресурсов, обладающих оздоровительными и целебными свойствами, создающими благоприятные условия для жизнедеятельности, восстановления здоровья и пополнения жизненных сил в экологически-неблагополучном городе с высоким загрязнением воздуха, почвы и воды.

Решениями и действиями органов власти и муниципальных организаций города, приведшим к вырубкам части леса, являющегося для нас доступным местом отдыха, генератором — восстановителем нормального содержания кислорода в атмосферном воздухе города, защитным очистителем воздуха от пыли и вредных бактерий, источником душевного спокойствия и эстетического наслаждения, нам нанесён вред здоровью и создана потенциальная угроза жизни ввиду ограничения доступа и невозможности использования ресурса по обеспечению благоприятных условий жизнеобеспечения сложившегося симбиоза «человек-природа», и как следствие, истощения жизненных сил организма.

Угроза полного уничтожения доступного и любимого природного источника восстановления жизненных сил и прогрессирующее ухудшение условий жизни способствует угнетённому состоянию — депрессии. Лес является для нас лучшим лекарством, доступным по нашим скромным средствам и физическим возможностям (с учётом возраста) при выборе средств и способов поддержания здоровья.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О в отношении права гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься и вопросы изменения генерального плана поселения или городского округа.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

В действиях Мэрии города Череповца прослеживается нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации, нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации, и в предоставлении информации об условиях проектирования, которая не соответствует действительности, проектировщику при подаче заявки на изменение функциональной зоны с лесом под цели ИЖС, и депутатам гордумы – что проект прошёл публичные слушания, умалчивая то значимое обстоятельство, что вопрос изменения назначения зоны с лесом на публичных слушаниях не обсуждался и был кулуарно внесён в проект без обязательных по Градостроительному кодексу РФ публичных слушаний данного вопроса.

Внесение Мэрией изменений относительно назначения названной функциональной зоны с рекреационного назначения на жилую зону противоправно по градостроительному законодательству, т.к. не обосновано — противоречит материалам обоснования проекта НПИ ЭНКО по внесению изменений (размещены в системе ФГИС ТП), и не соответствует местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования «Город Череповец» (далее — местные нормативы): в силу части 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ к генеральному плану должны прилагаться материалы по обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Согласно п. 2 части 7 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий. Согласно п. 3 части 7 ст. 23 Градостроительного кодекса материалы должны содержать оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий.

В силу части 8 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают местоположение существующих и строящихся объектов местного значения городского округа.

Ознакомление с материалами проекта НПИ ЭНКО (Материалы_по_обоснованию.doc 3.2 МБ), размещёнными в ФГИС ТП, показало, что у проекта, внесённого Мэрией на утверждение в Гордуму (далее – проект мэрии), и, соответственно, последующего решения Гордумы № 42, в части изменения назначения зоны с лесом из рекреационной в жилую зону в текстовом материале проекта отсутствует обоснование для такого изменения. В обосновании же проекта НПИ ЭНКО содержится аргументированное указание на рекреационное назначение данной функциональной зоны (проект НПИ ЭНКО в ФГИС ТП, 2016г, см. стр. 41, 42, 100, 107).

Принятие решения Гордумы № 42 фактически проводилось мэром города, подписавшим решение гордумы, что противоречит порядку принятия решения, изложенному в статье 24 Градостроительного Кодекса РФ: «Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа».

Дата принятия решения Череповецкой городской Думой: 16 февраля 2016 года, а дата подписи мэром: 24 февраля 2016 года, и решение № 42 имеет идентификатор по этой дате: «от 24.02.2016» — тогда, как в силу положений п.1 ст.24 ГрК генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа, а мэр города всего лишь после получения результатов публичных слушаний по проекту генплана должен принять решение — отправить проект на рассмотрение депутатам городской Думы или отклонить и отправить на доработку. Только депутаты городской Думы, приняв коллегиальное решение, должны утверждать проект, а не мэр города своим единоличным решением.

В силу части 3 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект внесения изменений в генплан г. Череповца подлежал согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципального образования Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района, имеющих общую границу с городским округом г. Череповец, подготовившими проект внесения изменений генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципального образования — Ирдоматского сельского поселения при установлении на его территории зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения городского округа г. Череповец, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях соседнего муниципального образования — Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района.

Вопреки проекту генплана от НПИ ЭНКО, одобренному участниками на общественных слушаниях по генплану в сентябре 2015 года, намечаемое строительство жилых домов, уже начатое строительство дорог и объектов инженерной инфраструктуры на территории лесного массива производится в нарушение региональных и местных нормативов градостроительного проектирования: без учета гармоничного развития города, соблюдению норм обеспеченности озеленением и крупными парками, вопреки законным интересам истцов, большинства жителей Заягорбского района и города, в нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и требованиями части 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в которой установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения, следует, что:

  • после того как в проекте Положении о территориальном планировании было определено назначение и функция леса, расположенного в юго-восточной части Заягорбского района разработчику проекта (УАиГ мэрии г. Череповца или проектному институту) надлежало произвести соответствующее отображение «зоны с лесом» как рекреационной с особыми условиями использования территории типа «Городские леса» на Карте функциональных зон в составе графической части проекта генплана;
  • после утверждения генплана решением городской Думы от 28.11.2006 г. № 165 и официального опубликования — в срок не более чем десять рабочих дней уполномоченный исполнительный орган мэрии города (Комитет по управлению имуществом города) обязан был подать в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. В нарушение закона — это не было сделано в период 2006 – 2016гг.

Требования к оформлению документов, представляемых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

Генплан города, положенный в основу решения облисполкома Вологодской области и постановления СМ СССР, а так же последующие генпланы – генплан 1987 года, генплан 2006 года, и его изменённые редакции с вносимыми изменениями вплоть до февраля 2016 года, не относили территорию с лесом к зоне застройки, а однозначно относили данную территорию с городским лесом к функциональной зоне рекреационного назначения.

Фактом, подтверждающим, что на названной территории в черте города находится ценный городской лес, является отчёт Вологодского государственного университета, сделанный по результатам обследования в мае-месяце 2018 г. (ОТЧЁТ О БОТАНИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ УРОЧИЩА «ПУЛОВСКИЙ ЛЕС», г.Череповец, Чхобадзе А.Б. (Лаборатория биоразнообразия ВоГУ | flora35region@yandex.ru). https://vk.com/doc-153043347_467028532

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в лице сотрудника Управления государственного экологического надзора (ведущий специалист С.К. Смирнова) 21 мая 2018 года выполнил официальный выезд на место. Старшие преподаватели кафедры биологии и экологии Педагогического института Вологодского государственного университета и научные сотрудники лаборатории биоразнообразия ВоГУ – А.Б. Чхобадзе и А.Н. Левашов провели обследование и получили научные результаты:

«В ходе ботанического обследования урочища «Пуловский лес» выявлен 71 вид высших сосудистых растений, относящихся к 58 родам 38 семейств. В типологическом отношении леса представлены 60–80 летними ельниками кисличной и травяной (папоротниковой) формации с вкраплениями ельников-черничников этого же возраста. Основу древостоев формирует ель, другие древесные пророды (сосна, берёза, осина, ольха, черёмуха, рябина, ивы) идут в качестве примеси и одиночных экземпляров в подлеске и подросте. Видовой и систематический состав травяно-кустарничкового яруса урочища достаточно богат…

Среди выявленных растений есть четыре официально редких вида: дуб черешчатый, клён платановидный, ландыш обыкновенный и фиалка Селькирка. Из этих видов три отнесены к группе биологического контроля и один имеет охранный статус».

Решение городской Думы № 42 от 24.02.2016г. в части определения дальнейшей судьбы леса при изменении функционального назначения земель, на которых он расположен, противоречит Федеральным законам и нормативным актам:

В силу п.1 ст. 6 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, в т.ч. и на землях населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 ч.2 ст. 102 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам. Исходя из взаимосвязанных положений статей 102, 104, 105, 106 ЛК РФ устанавливается запрет осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства.

Согласно п. 9 ст. 85, п.1 ст. 98 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками и т.д. используются для отдыха граждан и туризма.

Также из положения ст.35 Градостроительного кодекса РФ городские леса подлежат включению в состав зон рекреационного назначения, а включение их в состав жилищных зон действующим законодательством не предусмотрено.

При решении вопросов об использовании городских лесов следует иметь в виду, что городские леса, исходя из сопоставления норм действующего законодательства, следует относить к территориям (земельным участкам) общего пользования (ст. 85 Земельного кодекса, ст. 1 Градостроительного кодекса, ст. 28 ФЗ от 21.12. 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»), которые не подлежат приватизации и отчуждению, и на которые не распространяется действие градостроительного регламента.

Учитывая взаимосвязанные положения п.8 ст. 25 и ст. 41 Лесного кодекса РФ — Данные леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Вырубка лесного массива, вызванная решением об использовании земель под ИЖС, противоречит п.п. 19,32 ст.14, п.25, ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Кроме того, вырубка зелёного массива противоречит ст. ст. 2, 8,17, п.7 ст. 29, ст. 35 положения «О правилах землепользования и застройки г. Череповца», утвержденному решением городской Думы от 29.06.2010 № 132.

До 14 мая 2018 года (до даты ознакомления с ответом НПИ «ЭНКО» следственному отделу в г. Череповце СК РФ) нарушений прав граждан не обнаруживалось, и истцы не имели оснований в виде фактов и доказательств для обращения в суд для защиты нарушенных прав.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 208 Кодекса административного судопроизводства,

ПРОСИМ:

  1. Признать действия Мэрии г. Череповца по предоставлению на утверждение в Городскую Думу проекта внесения изменений в Генеральный план города Череповца в период с 2015 по 2016 г. незаконными.
  2. Признать решение Череповецкой городской думы № 42 «О внесении изменений в решение Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 № 165 «О Генеральном плане города Череповца» недействительным.

Приложения:
1. Копия постановления Мэрии г. Череповца от 03.08.2015 г № 4231;
2. Копия карты функциональных зон проекта генплана на публичных слушаниях 07.09.2015г по генплану (копия, из материалов к слушаниям с официального сайта мэрии);
3. Проект генплана на публичных слушаниях: Положение о территориальном планировании (выдержки стр. 1-8, 43,44);
4. Проект генплана на публичных слушаниях: Положение о территориальном планировании (выдержки из раздела_Озеленение_стр.90-92);
5. Копия схемы развития системы озеленения материалов обоснования проекта генплана (с официального сайта мэрии);
6. Копия протокола публичных слушаний (выдержка, 1стр. (страница 9 из 19 стр. протокола) о создании спортивно-рекреационной зоны в юго-восточной части Заягорбского района города);
7. Копия Заключения по результатам публичных слушаний по генплану от 08.09.2015г.
8. Копия публикации Заключения по публичным слушаниям в газете Речь (без графических карт);
9. Информация из ФГИС ТП о проекте (НИР) и материалам обоснования к публичным слушаниям;
10. Копия карты функциональных зон по решению Череповецкой городской Думы от 24.02.2016 № 42;
11. Копия Решения Череповецкой городской Думы от 24.02.2016 № 42;
12. Информация о размещении 04.03.2016г. в ФГИС ТП материалов Генплана после принятия решения гордумы от 24.02.2016 №42 (копия – скрин-шот с сайта ФГИС ТП);
13. Копия ответа НПИ ЭНКО (исх.№ 50/776 от 20.04.2018г.) на запрос СО СУ СК РФ;
14. Копия электронного письма Пунанова М. А. Малининой С. В. от 06.02.2016;
15. Копия карты «ФЗ» (функциональных зон) из вложения эл. письма Пунанова М.А. Малининой С.В. от 06.02.2016г
16. Копия письма Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области Калинину М.Ю. от 14.06.2018
17. Копия Решение Череповецкой городской думы от 30.10.2012 № 192;
18. Генеральный план г. Череповца от 2006 года, утверждённый решением Череповецкой городской Думы от 28 ноября 2006 г. N 165). Положение о территориальном планировании (выдержки);
19. Генеральный план г. Череповца 2006 года (утв. реш. Городской думы от 28 ноября 2006 г. N 165 ). Основной чертеж. Карта функциональных зон.
20. Фрагмент карты генплана 2006г. (Основной чертёж. Зона с лесом — крупно)
21. Копии квитанций об уплате госпошлин – 3 шт.;
22. Копии искового заявления и приложений для лиц, участвующих в деле.

Васильев Г. А.
Калинин М. Ю.
Красушкин В. Н.

You may also like...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.