Встретятся ли МРОТ с прожиточным минимумом?

Подобно тому, как параллельные прямые не сходятся в геометрии, в России МРОТ всё никак не может пересечься с прожиточным минимумом. За последние двадцать с лишним лет это стало не только аксиомой, но и нормой жизни. Сегодня власти предприняли очередной шаг, чтобы приравнять эти показатели, или хотя бы показать, что они в этом направлении ведут активную работу.

Параллельные Вселенные

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил министрам разработать проект федерального закона о повышении МРОТ до прожиточного минимума и внести его в правительство до 20 мая 2017 года.

Напомним, общероссийская величина МРОТ составляет 7500 рублей, а прожиточного минимума для работающего человека – 10466 рублей. В теории эти показатели должны сходиться, а в идеале – МРОТ должен превышать прожиточный минимум, но на практике всё происходит иначе.

Превышение прожиточного минимума над минимальным размером оплаты труда – прямое нарушение законодательства. Ещё с 2002 года в Трудовом кодексе действует статья 133, согласно которой МРОТ не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Законодатели планировали, что уже в скором времени, после того, как документ вступит в силу, ситуация в экономике наладится, и эта норма будет действовать не только на бумаге. Но с тех пор мало что изменилось, несмотря на многочисленные законопроекты. Эта мера прочно вошла в ряды предвыборных обещаний, но реализовывать их власти не торопятся, несмотря на регулярно звучащие предложения от политиков.

От Путина до Медведева

Приравнять величины обещал в апреле 2012 года Владимир Путин, заявив, что это нужно сделать «для смягчения имущественной дифференциации в стране». В срок до 1 марта 2013 года Министерство труда и социального развития должно было представить на рассмотрение Госдумы «дорожную карту». Но сроки изменились. В 2013 году глава Министерства труда Максим Топилин заявил, что до 1 июня 2013 года будет представлена дорожная карта по повышению МРОТ, а позже и вовсе заявил, что этапы роста будут согласованы не раньше 2014 года.

Этим начинаниям тоже не суждено было сбыться. В ноябре 2013 года Госдума отклонила поправки в законопроект о повышении МРОТ до прожиточного минимума с 2014 года.

Очередная серия попыток началась с 2016 года. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать стратегию повышения МРОТ до 2020 года трём министрам – Максиму Топилину, Антону Силуанову и Алексею Улюкаеву. Но и здесь министры ограничились лишь скромными оценками ситуации вокруг МРОТ в СМИ.

Возобновились старания ещё через год – 1 февраля уже 2017 года в рамках «правительственного часа» министр труда заявил, что МРОТ должен быть приравнен к прожиточному минимуму в течение 3-5 лет, и этим вопросом занимается целая депутатская рабочая группа.

Несмотря на все «старания», разница между показателями становится лишь год от года больше. В начале 2017 года она составляла более 40%, а в 2015 году достигала рекорда в 57,3%.

Полный МРОТ

Стоит отметить, что в регионах также действуют свои размеры МРОТ, которые превышают среднероссийскую планку. Например, петербургский МРОТ составляет 16000 рублей, а московский – 17561 рубль. В последние годы чиновники неоднократно делали ставку именно на его повышение, чтобы хоть немного сгладить разницу с прожиточным минимумом. Тем не менее, преодолеть разрыв даже в этих регионах не удаётся.

Единственным субъектом, где официально МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом, стал Ханты-Мансийский автономный округ. Показатели сравнялись на отметке в 14963 рубля. Этого удалось достичь благодаря высоким размерам средних заработков из-за надбавок по работе в суровых условиях.

В денежном выражении МРОТ и прожиточный минимум более чем скромны и не отражают реального объёма потребностей человека и уровня его реальных расходов, которые, по данным Росстата, составляют около 30,5 тысячи в месяц. Несмотря на это, их уравнение может привести к серьёзным проблемам. Это прямое следствие дисбаланса в экономике, отсутствия реформ, безграмотного управления и коррупции.

С одной стороны, повышение МРОТ позволит увеличить отчисления по социальным пособиям для неработающих граждан, по беременности и родам, а также заработные платы работников бюджетной сферы, в том числе врачам и учителям. Именно они больше всего ждут повышения МРОТ. Для работников частного сектора рост МРОТ также позволит гарантированно получать больше.

С другой стороны, из-за роста бюджетных отчислений повышение МРОТ для бюджета ведёт к дополнительным расходам на миллиарды рублей, а для бизнеса – к росту издержек и дополнительной нагрузке. Особенно тяжело это может сказаться на малом и среднем бизнесе. От величины МРОТ напрямую зависят, к примеру, отчисления индивидуальных предпринимателей в пенсионный фонд, а также различные штрафы, и всё это может буквально «убить» бизнес.

Долгосрочные последствия тоже не оптимистичны. Дополнительные издержки закладываются в цену товаров, и это провоцирует рост инфляции. Кроме того, увеличение МРОТ может привести к росту безработицы, особенно в депрессивных регионах. Низкооплачиваемые категории работников могут лишиться работы. Предприниматели будут ради экономии сокращать рабочие места, а теневой сектор будет только процветать.

В то же время держать и дальше МРОТ на уровне ниже прожиточного минимума – это тоже не выход, поскольку население в таком случае только беднеет.

Газета «ПРАВДА»

You may also like...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.